Естественно, я выступаю за отмену муниципального фильтра. Может, какой-то сбор подписей для регистрации кандидатов на выборах и должен быть, но это должны быть подписи избирателей, а не местных депутатов.
Мы хорошо понимаем, что даже серьезные парламентские партии мало представлены в наших регионах, особенно в сельских поселениях, поскольку сама российская политическая модель не предполагает логики партизации. Если 75% глав сельсоветов назначаемы, то надо понимать, что в этих условиях реальной партийной конкуренции на уровне сел не существует. Сельские депутаты — это обычные люди, которые за свою работу не получают ни рубля, но которые, как и все остальные, могут становиться объектами разного рода давления, штрафов: по работе, по выпасу скота, по каким-то налоговым вещам.
Одним словом, сельские депутаты очень уязвимы по отношению к главам поселений, а главы, как я уже отметил, в трех четвертях поселений не избираются, а назначаются. В этих обстоятельствах даже сильные партийные институты, за которые голосуют миллионы людей, и которые на протяжении 10, а то и 20 лет представлены в Государственной Думе, — даже они не могут преодолевать барьер в виде муниципального фильтра.
Поэтому муниципальный фильтр, конечно же, надо отменять. А любой шаг, направленный сегодня на его смягчение, можно только приветствовать"